Логопедическая служба в школе создана с целью оказания специальной помощи обучающимся, имеющим нарушения в развитии устной и письменной речи (первичного характера), в освоении образовательных программ.
Основные задачи логопедической службы:
- Коррекция нарушений в развитии устной и письменной речи обучающихся.
- Своевременное предупреждение и преодоление трудностей в освоении образовательных программ.
- Разъяснение специальных знаний по логопедии среди педагогов школы и родителей обучающихся.
Направления работы логопедической службы
- Развитие фонематических процессов, артикуляционной моторики, речевого дыхания.
- Формирование звукового анализа и синтеза.
- Постановка и автоматизация дефектных звуков.
- Коррекция недостатков лексико-грамматического строя речи.
- Формирование связной речи и навыков построения связного высказывания.
- Совершенствование движений и сенсомоторного развития.
- Коррекция элементов учебной деятельности.
- Развитие мелкой моторики кистей и пальцев рук.
- Развитие пространственных, временных и социально-бытовых представлений.
- Коррекция отдельных сторон психической деятельности.
| |
Сегодня школьная коррекционно-логопедическая служба стала неотъемлемой частью образовательного учреждения, так как с каждым годом увеличивается количество детей с различными видами нарушений. Речевые нарушения, встречающиеся у учащихся начальных классов, являются серьёзным препятствием для успешного усвоения программного материала по чтению и русскому языку.
Также у учащихся начальных классов имеются нарушения в развитии восприятия, ориентировки в пространстве, несформированности приёмов учебной деятельности, недостаточное развитие временных представлений и мелкой моторики.
Всё это мешает в полной мере раскрыть детям свои природные способности и интеллектуальные возможности. Отсюда страдает весь процесс обучения.
Учитель-логопед проводит диагностику устной и письменной речи учащихся, определяет структуру и степень речевых дефектов. Составляет статистические отчеты по результатам диагностики.
В начале учебного года комплектуются группы для занятий. С 15 сентября по 15 мая проводятся групповые и индивидуальные логопедические занятия по исправлению отклонений в речевом развитии, восстановлению нарушенных функций.
В первую очередь в логопедические группы зачисляются дети с речевыми дефектами, препятствующими успешному освоению общеобразовательных программ (учащиеся с общим, фонетико-фонематическим и фонематическим недоразвитием речи).
Для фиксирования коррекционного процесса оформляется необходимая документация: журнал учета посещаемости занятий, журнал обследования, речевые карты на каждого ученика, общий план методической работы на год, перспективные, календарно-тематические и ежедневные планы,график работы, расписание занятий и отчет о проделанной работе за учебный год.
Учитель-логопед тесно сотрудничает с родителями: оказывает консультативную помощь, проводит собрания с родителями учеников, зачисленных на логопедические занятия. Дает необходимые рекомендации по домашней работе для закрепления результатов.
При необходимости и с согласия родителей учащиеся могут быть направлены учителем-логопедом к врачам-специалистам (сурдологам, ортодонтам, невропатологам и др.), а также к психологам и дефектологам для консультации.
Логопед тесно сотрудничает с учителями начальных классов: консультирует, сообщает результаты диагностик, дает рекомендации, выступает на МО учителей начальных классов.
Логопедический кабинет регулярно оснащается различными дидактическими пособиями, необходимыми в работе. Оформлен стенд и паспорт кабинета.
Логопед систематически повышает свою профессиональную квалификацию. Учитель - логопед осуществляет работу, направленную на максимальную коррекцию речевых нарушений у детей. Использует разнообразные методы, приемы и средства обучения в рамках государственных стандартов.
Все занятия коррекционно-логопедической службы ориентированы на психологическую защищенность ребенка, его комфорт, потребность в эмоциональном общении с педагогом.
О. М. Замковая |