Система работы учителя-логопеда

 

Система работы учителя-логопеда

 

Логопедическая служба в школе создана с целью оказания специальной помощи обучающимся, имеющим нарушения в развитии устной и письменной речи (первичного характера), в освоении образовательных программ.


Основные задачи логопедической службы:

  • Коррекция нарушений в развитии устной и письменной речи обучающихся.
  • Своевременное предупреждение и преодоление трудностей в освоении образовательных программ.
  • Разъяснение специальных знаний по логопедии среди педагогов школы и родителей обучающихся.

 

Направления работы логопедической службы

 

  • Развитие фонематических процессов, артикуляционной моторики, речевого дыхания.
  • Формирование звукового анализа и синтеза.
  • Постановка и автоматизация дефектных звуков.
  • Коррекция недостатков лексико-грамматического строя речи.
  • Формирование связной речи и навыков построения связного высказывания.
  • Совершенствование движений и сенсомоторного развития.
  • Коррекция элементов учебной деятельности.
  • Развитие мелкой моторики кистей и пальцев рук.
  • Развитие пространственных, временных и социально-бытовых представлений.
  • Коррекция отдельных сторон психической деятельности.

Сегодня школьная коррекционно-логопедическая служба стала неотъемлемой частью образовательного учреждения, так как с каждым годом увеличивается количество детей с различными видами нарушений. Речевые нарушения, встречающиеся у учащихся начальных классов, являются серьёзным препятствием для успешного усвоения программного материала по чтению и русскому языку.

 

Также у учащихся начальных классов имеются нарушения в развитии восприятия, ориентировки в пространстве, несформированности приёмов учебной деятельности, недостаточное развитие временных представлений и мелкой моторики.


Всё это мешает в полной мере раскрыть детям свои природные способности и интеллектуальные возможности. Отсюда страдает весь процесс обучения.


Учитель-логопед проводит диагностику устной и письменной речи учащихся, определяет структуру и степень речевых дефектов. Составляет статистические отчеты по результатам диагностики. 

В начале учебного года комплектуются группы для занятий. С 15 сентября  по 15 мая проводятся групповые и индивидуальные логопедические занятия по исправлению отклонений в речевом развитии, восстановлению нарушенных функций.

 

 В первую очередь в логопедические группы зачисляются дети с речевыми дефектами, препятствующими    успешному освоению общеобразовательных программ (учащиеся с общим, фонетико-фонематическим и фонематическим недоразвитием речи). 

 

Для фиксирования коррекционного процесса оформляется необходимая документация: журнал учета посещаемости занятий, журнал обследования, речевые карты на каждого ученика, общий план методической работы на год, перспективные, календарно-тематические и ежедневные планы,график работы, расписание занятий и отчет о проделанной работе за учебный год. 

 

Учитель-логопед тесно сотрудничает с родителями: оказывает консультативную помощь, проводит собрания с родителями учеников, зачисленных на логопедические занятия. Дает необходимые рекомендации по домашней работе для закрепления результатов.

 

При необходимости и с согласия родителей учащиеся могут быть направлены учителем-логопедом к врачам-специалистам (сурдологам, ортодонтам, невропатологам и др.), а также к психологам и дефектологам для консультации.

 

 Логопед тесно сотрудничает с учителями начальных классов: консультирует, сообщает результаты диагностик, дает рекомендации, выступает на МО учителей начальных классов. 

Логопедический кабинет регулярно оснащается различными дидактическими пособиями, необходимыми в работе. Оформлен стенд и паспорт кабинета. 

 

Логопед систематически повышает свою профессиональную квалификацию.  Учитель - логопед осуществляет работу, направленную на максимальную коррекцию речевых нарушений у детей. Использует разнообразные методы, приемы и средства обучения в рамках государственных стандартов.

 

Все занятия коррекционно-логопедической службы ориентированы  на психологическую защищенность ребенка, его комфорт, потребность в эмоциональном общении с педагогом.

О. М. Замковая

Дата последнего обновления страницы 2023-04-27
Сайт создан по технологии «Конструктор сайтов e-Publish»
Версия для слабовидящих
Размер шрифта Шрифт Межсимвольный интервал Межстрочный интервал Цветовая схема Изображения