Психологические аспекты приемов противодействия коррупции и этические стандарты поведения
Оглянитесь вокруг – часто люди называют счастливыми тех, кто имеет материальные богатства. И среди них есть те, кто приобрел их используя властные полномочия. Чиновник, депутат, судья, администратор, экзаменатор, учитель, врач, медицинская сестра - коррупции может быть подвержен любой человек, обладающий властью над распределением каких - либо не принадлежащих ему ресурсов по своему усмотрению. И существует риск разоблачения и наказания, а в «Божественной комедии» Данте поместил мздоимцев в восьмой (предпоследний) круг ада! Однако, эта проблема и по сей день имеет место быть.
После утверждения в 2008 году Президентом РФ Национального плана противодействия коррупции данная проблема широко освещается в СМИ, ей посвящено большое количество литературы. В основном рассматриваются политические, экономические, организационные и правовые проблемы коррупции. Коррупцию изучают как социально - экономическое явление современного общества, как механизм социальной деградации, как социальную проблему, освещают ее общественную опасность. Появилась отдельная наука – «корруптология», издаются словари по теме коррупции и борьбы с ней, учебные пособия. И, конечно, существуют работы, посвященные стратегиям борьбы с коррупцией, при этом некоторые авторы считают, что «в борьбе с коррупцией эффективны только репрессии».
При этом вопросам социально – психологических механизмов коррупции, психологическим приемам противодействия коррупции посвящено не много работ, отметим лишь статью «Тепло душевных отношений: кое – что о коррупции» (Г. А. Сатаров, 2002), книгу М. М. Решетникова «Психология коррупции: утопия и антиутопия». Отдельные стороны психологических аспектов коррупции рассматриваются в курсах социальной, юридической, политической психологии. Если юридический аспект коррупционного поведения трактуется на юридическом языке, то в психологии отсутствует объяснительная модель данного феномена. Однако «без психологически обоснованных подходов здесь вряд ли что-то можно сделать, ибо коррупция — только в ее последствиях правовая и экономическая проблема, а исходно — сугубо психологическая и общечеловеческая». Для того чтобы описывать данную проблему психологическим языком, необходимо ввести несколько понятий, таких как «коррупционное поведение», «коррупционное давление», «антикоррупционная устойчивость», «склонность к коррупции».
Организационно – психологические методы борьбы с коррупцией предлагаются разные. Например, психолог А. Румянцев в рамках борьбы с коррупцией предлагает проводить измерение уровня интеллекта у всех менеджеров и главным образом у представителей высшего руководства. Автор обосновывает это «законом обратного отношения между уровнем коррупции и уровнем интеллекта». То есть, чем выше уровень коррупции, тем ниже уровень интеллекта. Это объясняется законом психологической компенсации. У коррупционера невысокий интеллект, поэтому у него нет возможности заработать честным путем, и он вынужден прибегать к криминальным методам «делания» денег.
В человеческом обществе отношения между людьми всегда ставятся на первое место. Принцип «услуга за услугу» часто лежит в основе взаимоотношений. Не случайно психолог А. М. Анохин рассматривает коррупционные взаимодействия как механизм структурной социальной адаптации в российском обществе. Да и народная мудрость гласит: «Без друзей, да без связи, что без мази: скрипит, не гладко, ехать гадко».
Одна из особенностей социально-психологического климата в обществе, способствующая процветанию коррупции, — двойной моральный стандарт. С одной стороны, коррупция, особенно верхушечная, считается общественно-неприемлемой. Это всячески поддерживается и обыденной моралью, и прессой, и политической практикой.
С другой стороны, коррупция, особенно низовая, является принимаемой «по умолчанию» частью быта. Слова «по знакомству», «по звонку», «по блату» стали привычны со времён тотального дефицита социалистического уклада экономики.
В переходный период плавное «вползание» в коррупцию облегчалось следованием устаревшим, но еще действующим традициям, культурным стереотипам. Например, с давних времён обмен подарками условно символизировал взаимное приятие.
«Не человек место красит, а место человека или «дарят не мне, а моему креслу».
Немногие могут устоять против подарка, это прекрасный способ обезоружить людей. Подарок будит в нас внутреннего ребенка, в другое время подавляемого настороженностью. Хотя зачастую мы склонны рассматривать поступки других людей в самом циничном свете, нам редко удается разглядеть подоплеку подарка, часто скрытую за высшими мотивами. Подарок – прекрасный объект, который может скрывать низменные мотивы. «Образно говоря, подарок – это троянский конь. Подарок страстям, слабостям, недостаткам человека. Коварство скрыто внутри великолепного дара, перед которым трудно устоять…» - считает к. п.н., доцент кафедры медицинской и общей психологии ГОУ ВПО «КГМУ» Т. В. Рябова.
Человек, принимая подарок, под которым маскируется взятка, мыслит не всегда осознанно, эмоции уступают рациональному мышлению.
Не секрет, что морально-психологическая атмосфера в обществе серьезно влияет на уровень коррупции. Большинство чиновников, а вместе с ними педагогов, медиков и работников других категорий рано или поздно сталкиваются с обстоятельствами, в которых они впервые должны делать выбор: принимать или не принимать коррупционное решение. Это может быть вызвано ощущением нестабильности; низкой зарплатой, не соответствующей квалификации и ответственности работы; несправедливостью при продвижении по службе; некомпетентностью начальника и многими другими факторами.
Принятие первого коррупционного решения может облегчаться информационной средой, окружающей человека. Честный сотрудник, каждый день слышащий и читающий одно и то же: «У нас берут все!», может начать воспринимать себя белой вороной, неудачником, которому даже взяток никто не предлагает. И здесь на первый план выступает истинная индивидуальность, включающая ценности человека, его жизненный путь, направленность, способности и достижения. Когда человек точно знает свои ценности, раз и навсегда выбрал свой жизненный путь, нашел себя, обнаружил источник бытия и некую жизненную истину, он тем самым как бы предрешил все возможные последующие выборы. Т. е. одним из психологических приемов противодействия коррупции является определение ценностей человека, а затем в соответствии с ними, анализ психологического содержания актов выбора и принятия решений.
Проблема принятия решений – одна из наиболее сложных областей психологии человека. Конец формы
До середины XIX века в Швеции коррупция процветала. Одним из следствий модернизации страны стал комплекс мер, нацеленных на устранение меркантилизма, который был основан на стимулах (через налоги, льготы и субсидии), нежели на запретах. Был открыт доступ к внутренним государственным документам и создана независимая и эффективная система правосудия. Одновременно шведский парламент и правительство установили высокие этические стандарты для администраторов и стали добиваться их исполнения. Спустя всего несколько лет честность стала социальной нормой среди бюрократии. Зарплаты высокопоставленных чиновников поначалу превышали заработки рабочих в 12—15 раз, однако с течением времени эта разница снизилась до двукратной. На сегодняшний день Швеция по-прежнему имеет один из самых низких уровней коррупции в мире.
Задача общества на современном этапе – вырабатывать новые социальные нормы поведения противодействия коррупции, новые этические стандарты поведения.
Опыт показывает, что карательные меры в борьбе с коррупцией – не самые эффективные, они только вспомогательные. Важнее, воспитывать новую генерацию государственных служащих на основе социальных образцов и государственной морали. Необходимо, чтобы общество консолидировалось на основе идей, жило в осмысленном духовном пространстве, где явны границы между добром и злом, предприимчивостью и воровством.
«Честность – это медаль, на обороте которой написано: «Страх осуждения общества» - говорит М. М. Решетников, автор книги «Психология коррупции: утопия и антиутопия».
Каждый человек выбирает свою модель поведения. В реальной жизни каждый акт выбора является наиболее ответственным, ведь «переиграть» его, исправить невозможно. Ответственность за сделанный выбор лежит только на самом человеке. Его нравственности. Его совести. Его морали…. Работать на уровне ценностей, личностных выборов, принятия стратегически важных жизненных решений очень сложно, но этот уровень является первостепенным по важности в вопросе психологических механизмах коррупции.
Людвиг Витгенштейн сказал: «Границы моего языка определяют границы моего мира». Изучая различные языки, мы расширяем границы нашего мира, и, аналогично, мы можем менять, расширять границы своего поведения. Процессы изменения связаны с проявлением разнообразных психологических защит личности, мы сопротивляемся изменениям. Оказание психологической помощи людям, испытывающим трудности в ситуациях выбора, содействие к овладению как можно более широким контингентом лиц психологической готовности к успешному поведению в сложных ситуациях выбора и принятия решения - это некоторые аспекты психологических приемов противодействия коррупции.
Одной из первостепенных задач лиц, связанных с противодействием коррупции – формировать новое общественное мнение, государственную мораль, способствовать расширению информационного поля о психологических составляющих проблемы коррупции, рассмотрению различных структур личности коррупционера, изменению сложившегося мнения о коррупции, приобретению навыков психологических приемов противодействия коррупции.
Проблемы образования тесно связаны с проблемами общественного развития. Важная роль в становлении личности отводится школе. Воспитание неприятия молодым поколением коррупции как явления, абсолютно несовместимого с ценностями современного правового государства, – важнейшая задача школы.
Борьба с коррупцией предполагает использование системы экономических, политических, правовых, психологических, образовательных и воспитательных мер. Школьное образование может и должно внести свой вклад в создание антикоррупционной атмосферы в обществе, в формирование антикоррупционной устойчивости личности. Являясь классным руководителем в 6 классе, я определила для себя основную цель воспитательной работы на данный возрастной период - формирование культуры взаимодействия. Самой продуктивной формой считаю совместную работу и коллективную творческую деятельность. Уважение друг к другу, культура договора и взаимопонимание - основа для профилактики коррупционных действий.
В прошлом году, в период адаптации моих пятиклассников у меня была ситуация, когда хорошо успевающая девочка копила пятерки в дневнике, а в конце недели родители отсчитывали определенную сумму за каждые « 5» баллов. Но выдавая ребенку деньги за хорошие отметки, мы готовим человека, который считает, что каждый его шаг, а тем более созданный продукт, должен быть оплачен. В регулярном общении с родителями отмечаю вред данного способа взаимодействия с ребенком.
Свое внимание направляю и на ситуации связанные с тем, чтобы ребенок получает заслуженное вознаграждение, чтобы у ребенка не сложилось впечатление, что букет цветов, подаренный учителю, влияет на качество оценки, ибо это и будет способствовать формированию коррупционного сознания.
В своей практике приходится сталкиваться с деятельностью педагогов и родителей по принципу: «Если нельзя, но очень хочется, то можно». Когда учителя и родители, несмотря на существующие запреты, позволяют детям совершать запрещенные действия, то это приводит к формированию в сознании ребенка позиции, о том, что все можно купить и все можно сделать, если договориться с кем надо.
Следующая ситуация, которую я наблюдаю в отношениях между детьми, касается системы самоуправления. Наиболее острой ситуация становится, когда перед ребенком оказывается выбор между дружбой и порядком. Вполне естественно, что ребята многое разрешают своим друзьям в отличие от других. К сожалению, в рамках общественного сознания, а уж моих подопечных тем более, помощь другу (даже за счет нарушения закона) является нормой. С учетом специфики возраста проведение бесед по данной теме считаю неэффективным способом. Наиболее продуктивной для меня является организация групповой работы в процессе созидательной, обучающей и игровой видов деятельности. Поэтому коллективно творческие дела, практикумы и сюжетно-ролевые игры наиболее эффективны. А деловые игры, в рамках которых учащиеся получают определенные властные полномочия и реализуют их в ходе игры, позволяют в игровой форме увидеть, проанализировать свое поведение. Мы вместе с ребятами через игру познаем себя, учимся управлять собой, выстраиваем модель антикоррупционного поведения, демонстрируем возможности борьбы с коррупцией, обретаем опыт решения жизненных и школьных проблем.
В завершении хочется сказать, что школьное образование будет знакомить обучающихся с негативными последствиями коррупции для государства, для каждого конкретного человека, будет работать над формированием умения школьников ориентироваться в системе законодательства, регулирующего противодействие коррупции. Но как сложно это делать, когда в школе говорят одно, а по телевидению каждый день дети видят обратное. Производить отбор источников достоверной информации и критически использовать информацию для молодежи очень сложно. Необходима поддержка семьи, в которой признаются ценностные установки. А формирование этических стандартов поведения начинать, прежде всего, с предъявления требований к самому себе, воспитания необходимых черт характера. Нравственная чистоплотность, неподкупность, преданность интересам дела составляют основу профессионально-этического стандарта антикоррупционного поведения. В связи с этим, считаю необходимостью использовать потенциал курсов повышения квалификации для подготовки педагогов к осуществлению антикоррупционного образования и воспитания.
Литература
1. Психологические аспекты приемов противодействия коррупции. Т. В. Рябова к. п.н., доцент кафедры медицинской и общей психологии ГОУ ВПО «КГМУ»
2.Психология коррупции: утопия и антиутопия.М. М. Решетников, автор книги
Сергеева Надежда Михайловна |